Истории городов: КИРОВ

Краткая история развития  современного искусства на Вятке за последние 30 лет

«РЕАНИМАЦИЯ В ТЕХНИКЕ РЕИНКАРНАЦИИ»

Открытие Центра современного искусства на Вятке мистическим образом совпало с двадцатой годовщиной развала Советской Империи, где модернистские изыскания были загнаны в темный угол подполья. Если в той же Москве, к примеру, то тут то там мелькали кухонно-бульдозерные вернисажи, то в провинциальной глухомани царила подконтрольная партийным органам тишь да благодать.

Первая кировская альтернативная выставка вопреки проискам КГБ тихой сапой просочилась в дом одного известного православного подвижника лишь в 1983 году по инициативе Анжея Браунера — лидера культовой группы «Обер-манекен», имеющей глубокие вятские корни. Вторая по инициативе вятского эстонца Виталия Соболева экстраординарным образом затесалась в кулуарах пединститута им В.И. Ленина в следующем году. С началом горбачевской «перестройки» и по инициативе «неформального» андеграунда из местного рок-клуба выставки стали устраивать каждый год, одна из которых состоялась даже в выставочном зале художественного музея им. Васнецовых.

Одухотворенные свежим ветром перемен под речитатив западногерманской группы «Скорпионс», вятские авангардисты замышляют окончательно прорвать затхлый идеологический занавес однопартийной гегемонии, а на волне демократических преобразований воздвигнуть собственный Храм Искусств, на базе которого смогли бы целенаправленно возрождать и реанимировать прежние культурные традиции в свете современных реалий. В начале 90-х судьба подарила общественности вместительный зал «Галереи М», которая вопреки ожиданиям так и не смогла стать полновесным центром притяжения и вскоре злополучно прекратила свое существование. С ее кончиной, — и не только, — распалась сплоченная армия «продвинутых инноваторов»: многие уехали в другие края в поисках перспективы творческого роста, иные от отчаяния и безысходности приложились к бутылке, а остальные угодливо трансформировались под банальные вкусы обывателя.

И вот в преддверии знаменательного юбилея на Вятке произошло долгожданное событие: появился новый культурный оазис «Галерея Прогресса», в первую очередь ориентированный на подросшую за эти годы генерацию нового поколения, названного классиком в честь известного безалкогольного бренда «поколением Пи». Хотя лично у меня больше ассоциаций с первой буквой перестроечного переходного периода смены социально-экономических формаций. Тут дело вкуса. Равно как и в дискуссии о том, нужно ли нам современное актуальное искусство? Ибо время берет свое. И тем не менее порой раздаются навязчивые голоса, что исконно вятскому аборигену не нужны сторонние и потусторонние влияния, что надо-де развивать сугубо свое «вятское». Подобная диалектика способна до гильотины довести, в зев которой при удобном случае доброхоты поволокут всё стилистическое многообразие молодежной моды, музыки, театра и т.п. И кому это надо?

Культивировать традиционные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства, несомненно, следует, но почему бы не в контексте мирового научно-технического прогресса? Когда в конце 80-х прошлого века я «сбежал» в Западную Германию с целью изучения немецкого экспрессионизма и прочего абстракционизма, то там меня сильно огорчили, мол, станковая «мазня» не то чтоб отмирает, но постепенно вытесняется новыми пластическими средствами. Время показало, что процесс все еще продолжается. И дату похорон объявлять рановато. Потому как в любом выставочном пространстве кроме ультрамодных объектов и навороченных инсталляций всегда были, есть и будут хотя бы несущие стены, которые иногда необходимо чем-то наполнять в соответствии с заявленной концепцией. Стены есть и в любом задрипанном мегаполисе, возле обшарпанной штукатурки которых подростки «убивают» время.

Практика цивилизованных стран показала, что всеми силами загонять граффити в лоно локализованного «гетто» – занятие хлопотное и малопродуктивное. Вольные художества вполне достаточно эстетизировать до мало-мальски приемлемого уровня, органично вписывающегося в урбанистическую среду. В этом смысле Вятка не должна быть каким-то исключением. Пульс времени бьется и в наших краях. Стрит-арт, как правило, это своеобразное начало творческого пути, в ходе которого молодые художники обретут со временем не только профессиональное мастерство, но и помогут нам воочию дефиницировать подчас едва уловимую, чисто вятскую самобытность, за долгие годы размытую в мутных водах коммуно-казарменных стереотипов. Без патетики не обошлись, однако ж концепцию сформулировали. Немного косноязычно, но по-вятски. По-сермяжному.

Черезов Алексей, участник альтернативного движения с 1983 года, член   Российского гуманистического общества

Оставьте комментарий

    • 17 297