Истории городов: Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону — город противоречивый. С одной стороны — он имеет долгую культурную традицию и порождает таланты. В 1980-е годы здесь сформировалась группа художников, которые оказались в авангарде русской арт сцены 1990-х и которые сейчас уже являются признанными классиками отечественного современного искусства. Речь о художниках сообщества «Искусство или смерть», ставших известными на весь мир: Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Александр Сигутин и Юрий Шабельников. С другой стороны все таланты Ростов неизбежно покидают, так как не находят здесь достаточных возможностей для самореализации. Художники арт группы «Искусство или смерть» в свое время уехали в Москву и стали активными участниками знаменитого арт-сквoтa – Галерея в Трехпрудном переулке.

Этот сценарий проигрывается вновь и вновь: птенцы вырастают и покидают ставшее им слишком тесным гнездо. Так уж сложилось исторически, что Ростов всегда играл свою роль. «Страна воюет – Ростов торгует». Репутация города торгово-индустриального закрепилась намертво. А при таком раскладе культуре внимания практически не уделяется. Tем не менее, масштаб, ритм жизни, местный ландшафт и история способствуют тому, что в городе постоянно формируются интересные творческие люди. В Ростове 2000-х все чаще стали возгораться творческие очаги современного искусства: музей современного искусства на Дмитровской; виртуальная, но от того не менее активная М-галерея, поддерживающая молодое ростовское искусство; удачный, но не долго просуществовавший проект – галерея Вата; ныне действующая площадка Creative Space, на которой любой желающий может провести свою выставку и презентовать свой проект. В соседнем Таганроге фонтанирует идеями творческая группа «Белка и стрелка» — участник мирового сообщества «Fluxus». В 2010 году в Ростове проходила первая Южно-российская биеннале, организованная небольшой группой художников и кураторов (Александр Лишневский, Светлана Крузе, Игорь Веденский). В 2012 планируется провести вторую, с много обещающим названием «Конец». В планах на этот год также — международный фестиваль современного искусства.

Одна из структур, которая ставит своей задачей познакомить ростовскую и российскую публику с лучшим мировым современным искусством и, таким образом, сделать свой вклад в процесс включения России в глобальный культурный контекст – недавно открывшийся центр современного искусства 16thLINE. На начальном этапе, его инновационный формат предполагает показ западного современного искусства в сотрудничестве с ведущими европейскими галереями. Следующим шагом станет реализация совместных проектов российских и западных художников как на площадке 16thLINE, так и на площадках западных галерей, с которыми сотрудничает 16thLINE. На сегодня это единственный проект в городе, который включает обширную образовательную программу и знакомит ростовчан с самыми актуальными тенденциями в области мирового современного искусства.

Особую остроту художественной ситуации в городе придает опасность набегов радикально настроенных представителей церкви и казачей общины на художественные институции, продвигающие современное искусство. Но этот культурный феномен пожалуй имеет обратный эффект – способствует творческому процессу и творческой активности, нежели тормозит их. Что действительно осложняет ситуацию – практически непробиваемое игнорирование необходимости поддерживать ростки современной культуры в городе со стороны государственных институций. Поэтому, к сожалению, многие замечательные инициативы существуют не долго, и прекрасные проекты, каким, например, была галерея «Вата», закрываются. Однако, люди, которые изначально эти проекты инициировали продолжают отдавать все свои силы и души современному искусству. И не важно, остались ли они в Ростове, живут ли в Москве или уехали из страны.

Куратор, автор текста:  Tatyana Provorova

Оставьте комментарий

    • 17 297