Истории городов: Самара

 

ИСКУССТВО ВОПРЕКИ ИЗОЛЯЦИИ
Очерк истории самарского contemporary art

В Самаре не учат актуальному искусству. В отличие от города-побратима Штутгарта, здесь нет ни одного официального образовательного учреждения, где бы преподавалась теория и практика contemporary art. Право на актуальное высказывание здесь до сих пор приходится доказывать. Тем не менее, в Самаре есть художники, которым ничто не мешает жить и творить здесь, ощущать себя частью мирового контекста.

Долгое время развитие актуального искусства в Самаре, как и в других городах российской провинции, тормозилось культурной изоляцией. Перемены начались на рубеже 80-90-х. Пионером в области культурного просвещения стал Самарский областной художественный музей. Здесь был создан Отдел современного искусства, организовавший в 1989-м году выставку московского андеграунда из коллекции Леонида Талочкина. Это была первая презентация «другого искусства» в Самаре. Организаторами выступили искусствоведы Татьяна Петрова, Виктор Мизиано и Татьяна Салзирн. На протяжении последующих пятнадцати лет музей провёл большое количество выставок из частных коллекций актуального искусства. Все они стали резонансными событиями художественной и общественной жизни Самары, мощным стимулом к развитию местной линии актуального искусства.

В течение первой половины 90-х в области беспредметной живописи работали супруги Неля и Роман Коржовы, выпускники Пензенского художественного училища, близкие к «группе Стерлигова» и лидеру нового казахского искусства Рустаму Хальфину. Последовательно развивая беспредметную линию в живописи, они следовали тенденции к нефигуративности, общей для российского художественного контекста.

В 90-е годы это искусство стало одним из символов новой, уже постсоветской эпохи. Его отличало ориентация на западные образцы, постмодернистская ирония, провокационность, формальная небрежность, перформативность. Рупором этой «новой» и так нелюбимой традиционалистами эстетики был «Вестник современного искусства «Цирк «Олимп», который редактировал поэт Сергей Лейбград.

Большое значение для развития самарского актуального искусства имели связи Самары с городом-побратимом Штутгартом. До сих пор каждый год от Самары в немецкий город направляются стипендиаты. Среди них искусствовед Татьяна Петрова, фотограф Евгений Рябушко, художники Неля и Роман Коржовы, Оксана Стогова, Владимир Логутов, Сергей Баландин, Ася Фетисова. Штутгартские художники и кураторы Ханс-Михаэль Руппрехтер, Юрген Кирспель и другие – постоянные участники и соорганизаторы Ширяевской биеннале. Целый ряд выставок самарцев прошел в Германии в 90-е годы. В целом на рубеже 90-х и нулевых в самарском искусстве было важно понимание творчества как жеста, события, акции. Примером подобных практик можно назвать группу «Art-poliss», основанную Ильёй Поляковым.

Прорывом для молодого поколения самарских авторов стал конкурс «Открытый город», проведенный в 2004 году Художественным музеем. Конкурс стал точкой встречи старшего поколения современных художников (первую премию в номинации «Живопись» получила Оксана Стогова) – с более молодыми (премию в номинации «Художественный проект» выиграл Андрей Сяйлев, а в номинации «Фотография» — Евгений Чертоплясов).

Cерьёзный вклад в развитие арт-среды уже в начале нулевых годов внес культовый киноклуб «Ракурс», где многие зрители впервые услышали о видеоарте. В 2003 году «Ракурс» провел первый фестиваль «спонтанного» кино «Белы й квадрат», который выиграл видеохудожник Андрей Сяйлев. С 2003 по 2006 год видеоарт стал повальным увлечением среди самарских художников. Именно он стал для художников с академическим образованием новым средством самовыражения и эксперимента с формой. Многочисленные программы и фестивали видеоарта прошли в киноклубах «Ракурс», «Диверсия», «New Орленок» и даже торговых центрах. В 2005 году в рамках Ширяевской биеннале в выставочном центре «Экспо-Волга» огромную коллекцию видеоарта представил столичный куратор Константин Бохоров. Видеоарт на долгое время стал одной из главных «визитных карточек» самарского искусства и самым экспортируемым арт-продуктом из Самары.

К середине нулевых годов в Самаре стали возникать подобия образовательных институций, которые знакомили с современным искусством более широкую публику. В 2005-м году в Самарском государственном университете заработала «Школа куратора и культуртрегера» под руководством Ирины Саморуковой, где большое внимание уделялось прежде всего теоретическим аспектам современного искусства, социальным и философским контекстам его бытования.

Тогда же стараниями Сергея Малахова и Евгении Репиной при Самарской государственной академии строительства и архитектуры открылся факультет дизайна, ставший подлинной «кузницей кадров» для самарского актуального искусства. В 2007 году студенты этого факультета Анатолий Гайдук (Некрасов), Анастасия Альбокринова, Светлана Шуваева, Елена Дендиберя, Фарида Идиятуллина открыли художественный сквот «Одно место». Первоначально сквот располагался в заброшенных помещениях здания муниципального университета Наяновой. Летом 2008 года он переехал в подвал на улице Самарской 148, приняв формат галереи. Тогда же появилось название, ставшее почти синонимом для целой группировки нового поколения самарских художников – «XI комнат». Под руководством куратора Анастасии Альбокриновой галерея провела два десятка выставок, просуществовав с августа 2008-го по март 2011-го. Прекратив существование, галерея все же породила целую плеяду художников, большинство из которых в настоящее время обрели самостоятельность и узнаваемость вне бренда «XI комнат»: Сергей Баландин, Светлана Шуваева, Александр Зайцев, Анатолий Некрасов.

К 2010 году в среде самарских актуальных художников отчетливо прослеживалось две отчасти близких по эстетическим установкам группы: круг «ХI комнат» и круг Владимира Логутова. Вторая группа (В. Логутов, А. Сяйлев, О. Елагин, С. Шуваева) тяготеет к неоконцептуалистской линии с сильным теоретическим бэкграундом. Институционально эта группировка оформилась с открытием в апреле 2010 года «Галереи одной работы» при магазине «Гончаров» на Молодогвардейской 96. Здесь же разместилась совместная мастерская Логутова-Сяйлева, ставшая местом хранения произведений других авторов (Светланы Шуваевой, Аси Фетисовой). Место также стало импровизированным «штабом» критической группы «Лаборатория», в состав которой, кроме Логутова и Сяйлева, вошли также арт-критики Илья Саморуков и Константин Зацепин, блогер Александр Лашманкин и видеохудожник Олег Елагин. Группа провозгласила своей целью аналитику художественного сообщества в форме неких акций. Самой известной стал перформанс «Сообщение» на открытии «Галереи одной работы». Галерея, впоследствии сменившая помещение на более скромное, стала мощной точкой притяжения самарской арт-тусовки. В 2011 году «Галерея одной работы» участвовала в общегородской акции «Ночь музеев» с аналитическим перформансом московских художников А. Булдакова и А. Рябовой «Исследование самарского зрителя».

Фоном развития самарского искусства, начиная с 2008-го года, стал «галерейный бум». Открылись такие площадки, как КЦ «Арт-пропаганда» (куратор Михаил Савченко), галерея «Новое пространство» (куратор Татьяна Симакова), «Арт-центр». Продолжает работать с новейшим искусством Самарский областной художественный музей. В 2011 году прошёл целый ряд выставок, каждую из которых можно считать своеобразным итогом. Это прежде всего персональные выставки – «Встречи» Владимира Логутова (КЦ «Арт-пропаганда») и «Читать / рисовать» Андрея Сяйлева (Художественный музей), групповые выставки «Вне земли» («Новое пространство»), «Современная абстракция – разрушенный гештальт» («Новое пространство»), «+3» и «За что я люблю её» (Художественный музей). В 2012 году на площадке краеведческого музея им. Алабина была подготовлена крупнейшая ретроспектива самарского актуального искусства и его предтеч из мира андеграунда за последние сорок лет – «Течения».

В Самаре по прежнему производится достаточно собственного узнаваемого искусства, вполне адекватного международному контексту. К этому культурному явлению растет интерес у молодой публики. Интерес не всегда означает приятие, иногда это негодование и даже недоумение. Актуальное искусство, с точки зрения традиционалиста, явление спорное. Но именно этот момент и привлекает. Современное искусство остается современным до тех пор, пока о нем спорят.

Кураторы проектов: Илья Саморуков, Константин Зацепин

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

    • 16,827
%d такие блоггеры, как: