Истории городов: КАВКАЗ

Куратор — Шаповалова Алена

КАВКАЗ

Наберите в любой поисковой системе «художественные галереи Владикавказа» и вы получите нулевой результат.

С констатации этого факта начну рассказ о ситуации в современном искусстве в республике Северная Осетия-Алания и соседней республике Дагестан. Ситуации в наших республиках разные, ни в коем случае их нельзя смешивать, хотя схожие проблемы, к сожалению, имеются.

Для начала перечислю формальные факты, в РСО-Алания: Выставочные площадки: два ху-дожественных музея, выставочный зал СХ Осетии, выставочный зал «Дома культуры» и зал в строящемся филиале ГЦСИ(бывший выст. зал «Иртекс»). Мероприятия, связанные с совре-менным искусством: Ежегодный международный симпозиум «Аланика», и, главное, открытие филиала ГЦСИ на Кавказе.

Т.е формально современное искусство Осетии должно энергично развиваться, на деле же его просто нет. Если под современным искусством подразумевать не творчество художников жи-вущих здесь и сейчас(т.е. современников), а хотя бы брать в расчёт современные виды и направления искусства: видео-арт, современная фотография, лэнд-арт, инсталляция, перфо-манс и т.п.(я даже не говорю о видах искусства связанных с инновациями в науке, технике, биотехнологиях). Симпозиум «Аланика», инициированный мин.культуры республики, пре-красное начинание, естественно, должен был послужить определённым стимулом- в респуб-лику стали приглашать крупных художников из России и Зарубежья, у художников и, в целом, культурной общественности республики появилась возможность общения, обмена идеями, опытом, налаживания контактов и т.п. Однако, с каждым годом колличество привозимых ав-торов растёт, а местных снижается. И взрыва пассионарности у молодых местных авторов(а именно они должны быть движущей силой современного искусства)не происходит.

Участие молодых(до 40))) лет художников в самом симпозиуме минимально, но на мой взгляд, даже не это причина, ведь мероприятие достаточно открытое, проводятся авторские вечера, которые могут посещать все желающие, иногда даже лекции. Как пример- очень ин-формативный цикл лекций Таус Махачевой об искусстве перфоманса. Правда аудитория слу-шателей состояла на 95 процентов из самих же участников симпозиума…

О деятельности ГЦСИ в нашей республике ничего не могу сказать, т.к. она пока не наблюда-ется. Кроме того, что тот самый симпозиум»Аланика» перешёл в ведомство ГЦСИ и помимо художников к нам стали привозить ещё и профессиональных кураторов.

Подводя итог- результата нет. Возможно, этот процесс(формирования круга людей, интересу-ющихся и занимающихся современным искусством)долгий, но я не вижу в нашей художе-ственной и культурнойсреде даже его зачатков. Кроме того, и это главное, я не вижу повы-шенного интереса самих художников к этому.

Несколько плановых выставок в зале СХ(в основном ретроспективных), одна выставка по итогам симпозиума(на 95 процентов из привезённых авторов)-вот практически весь ежегод-ный высавочный диапазон республики. Практически нет участия авторов в выставках за пре-делами республики, нет и интересных персональных и групповых проектов на территории Осетии. Осетию в мире современного искусства представляет Василий Цаголов-живущий и работающий на Украине и считающийся украинским художником, и Ростан Тавасиев-московский художник, живущий и работающий в Москве.

Ситуация у соседней республики Дагестан, на мой взгляд, не так плачевна.

Помимо музеев, располагающих выставочными площадками и готовых принять молодых ав-торов, в Дагестане существуют две частные галереи, руководитель одной из них(«Первая га-лерея»)Джамиля Дагирова организовала в 2011 году первое Северо-Кавказское Биен-нале(СКБ), продолжением которого стало участие авторов в проекте «Большой Кавказ»в Пер-ми. Галерея ориентируется именно на продвижение современного искусства и молодых авто-ров, регулярно проводит выставки(персональные и групповые проекты), и, что особенно важ-но, семинары и круглые столы. Т.е. обсуждения как выставок, так и ситуации в искусстве ре-гиона и деятельность эта популяризируется, довольно активно освещается в прессе. Т.е. во-круг галереи формируется определённый круг единомышленников- художников, искусствове-дов, журналистов, музейных работнитков, и просто заинтересованных людей .

Показательно для республики и то, что в дагестане помимо традиционных развиваются и со-временные виды искусства, выше перечисленные, и то, что Таус Махачева, дагестанский ав-тор, получила приз «Инновации», и что художников дагестана выставляют крупные галереи России(например, выставка Апанди Магомедова в галерее «Айдан»), их приглашают на худо-жественные симпозиумы России и Зарубеж. Стоит ещё упомянуть ежегодный фестиваль «Шу-нудаг», одной из новых инициатив которого стало «Дагестанское биеннале», правда акцент в этих мероприятиях ставится больше на сохранение национального и традиционного искус-ства.
У развития современного искусства в Дагестане конечно есть проблемы- это и отсутствие гос-ударственной поддержки, того же министерства культуры,(хотя, например, Северо-Кавказское Биеннале было организованно на грант президента республики), отсутствие коммуникаций между галереями и местным Союзом Художников, отсутствие образовательных програм в этой области.

Но главное, что я увидела побывав в Дагестане и поучаствовав в СКБ, в республике идут про-цессы формирования этого сегмента. Художники объединяются вокруг галереи, интересуются происходящим в совр. искусстве внутри республики и за её пределами, готовят проекты и находят возможность их реализации. Т.е. зарождается определённая среда и она благотворна для появления интересных авторов.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

    • 16,813
%d такие блоггеры, как: