Истории городов: УФА


Кристина Абрамичева, куратор, арт-критик

УФА

Художественная ситуация в Уфе начала складываться с появлением первых профессиональных художников, которые, надо заметить, появились не так уж давно, всего лишь в начале прошлого ХХ-го столетия. Первое поколение живописцев составили художники, получившие специальное образование в крупных городах России и приехавшие в Уфу. Именно их активная творческая и не менее энергичная общественная деятельность стали движущей силой развития башкирского искусства на начальном этапе.

Сейчас актуальное и современное искусство в Уфе сосредоточено в частных галереях, выставочных залах Союза художников, музеях, торгово-развлекательных комплексах. Расцвет уфимских галерей пришелся на 1990-е годы: большинство из них возникло именно в этот период на волне энтузиазма, когда жажда нового у бывших советских людей была столь велика, что посетители выставок брали работы наших художников рулонами, как обои. Однако нельзя сказать, что публикой того времени двигали исключительно потребительские интересы: по воспоминаниям всех уфимских галеристов, у тех, кто приходил на выставки современного искусства, отмечался искренний интерес, желание узнать и понять новое, поделиться своими впечатлениями друг с другом. Но к 2000-му году эта эйфория постепенно прошла: галеристы и кураторы, успешно начинавшие карьеру в Уфе, перебрались в столицы, часть галерей закрылась, другие выродились в салоны. Те, которые продолжили свою деятельность, потеряли финансовую возможность вести широкую выставочную деятельность: участвовать в «Арт-Москве» или «Арт-Манеже» (как это регулярно делали в 1990-е годы галереи «Мирас» и «Аймак»), представлять художников за пределами Уфы. А главное, изменилось отношение самой публики к галереям: выставки перестали быть волнующим событием, которое нельзя было пропустить, чтобы не остаться в стороне от новых открытий.

В большинстве своем уфимские галереи представляют собой художественные салоны, более или менее регулярно ведущие выставочную деятельность. Другая категория – это выставочные залы государственных музеев, залы, принадлежащие Союзу художников РБ и выставочные пространства в учебных заведениях – все они не занимаются продажей предметов искусства. И лишь несколько институций являются галереями в чистом виде.

Единственным художественным музеем в Уфе является БГХМ имени М.В. Нестерова, созданный на основе коллекции художника, подаренной городу. Он известен среди самой широкой публики, но скорее как хранилище постоянной экспозиции, которая меняется очень редко. Из-за отсутствия площадей в музее экспонируется всего лишь три процента произведений из музейного собрания, все остальное находится в запасниках музея, заполнивших до отказа его небольшое хранилище. Три первых зала предназначены для выставок современного искусства. Выбор художников и произведений для выставки определяется академическим подходом и осуществляется научными работниками музея – в основном здесь выставляются художники «музейного уровня», то есть классики и ныне действующие члены Союза художников.

Функции музея, занимающегося более актуальным художественным процессом, на сегодняшний день выполняет небольшой частный Музей современного искусства РБ, созданный пять лет назад группой художников «Чингисхан» в память о своем безвременно ушедшем руководителе Наиле Латфуллине, в честь которого и назван музей. Из-за отсутствия в городе государственного музея, который последовательно занимался бы современным искусством, данную функцию взял на себя этот полуподвал в духе андеграунда 1980-х годов. Кроме постоянной экспозиции живописи Наиля Латфуллина, который воспринимается как родоначальник авангардного искусства в Уфе, здесь экспонируется все, что попадает в Уфу благодаря связям художников группы и их собственной инициативе.

Союзу художников РБ принадлежат следующие выставочные пространства: Уфимская художественная галерея и Малый зал СХ, в котором планируется устраивать выставки молодых художников. Три зала УХГ, самые большие по площади в Уфе, способны вместить в себя масштабные проекты вроде Уральской триеннале печатной графики или регулярных выставок ДПИ. Выставляться в них считается наиболее престижным, расписание составляется на год вперед: в основном это выставки, так сказать, отчетного характера – к юбилеям художников, групповые тематические в честь крупных дат.

Обширный конгломерат выставочных площадок представляла собой когда-то и частная галерея «Аймак», открывшаяся в 1992 году. Как и другие уфимские галереи, в начале своей деятельности она активно выезжала в Москву с работами своих художников. С названием «Аймак» в городе до недавнего времени существовали два места – галерея на оживленном проспекте Октября и багетная мастерская с небольшим залом, находящаяся в одном комплексе с БГХМ им. М. В. Нестерова. Ныне первая площадка вместе с собственной багетной мастерской получила название «Х-МАХ» (интересно, что здесь директор не назначенный чиновник, умелый администратор в любой области или предприниматель, а человек, занимающийся актуальным искусством как художник). Выгодное географическое расположение, большие площади и четко обозначенная концепция позволяют видеть за этой галереей определенные перспективы. В сфере ее интересов – художники, работающие в разных жанрах актуального искусства. Формат галереи: проявление новых тенденций в современном художественном процессе. Сверхзадачей галереи «Х-МАХ» является расширение кругозора уфимского зрителя, поэтому акцент делается на творчестве привозных художников и проектах российских кураторов. Работает галерея и как теоретический центр – лекции профессиональных художников и искусствоведческие семинары позволяют глубже изучить механизмы современного художественного процесса.

Имеет давнюю историю и галерея «Мирас»: одна из первых частных галерей в Уфе, она была в авангарде художественного процесса, поставляя республиканское искусство на московскую художественную сцену. Сейчас имеет свою наработанную клиентуру, успешно продает республиканских художников-живых «классиков», но больше в местных пределах. Концепция галереи описывается следующим образом: «Уровень галереи ориентирован на высокий профессионализм и яркую индивидуальность авторов. В сфере ее внимания молодое и старшее поколение, чьи оптимистические и жизнеутверждающие работы давно уже стали классикой башкирского искусства». В последние два года галерея обратила внимание и на новую плеяду художников.

Менее самостоятельны галереи внутри крупных торговых центров: галерея «Гостиный двор» под эгидой местного отделения ЮНЕСКО (им же принадлежит совсем уж маргинальная небольшая галерея «Президент-отель» внутри гостиницы). Вокруг нее в среде уфимской публики много споров по поводу этичности нахождения предметов искусства среди торговых лавок Гостиного двора. Именно это соображение не привлекает к галерее серьезных художников, зато она популярна среди молодых художников и учеников художественных школ. Еще одно сомнительное выставочное пространство – многоэтажный холл-атриум внутри торгового центра «Галереи АРТ», художественным директором которого назначен художник группы «Чингисхан» Наиль Байбурин. В результате там отмечаются вспышки художественной активности в виде работ самого автора между этажами и летающих под потолком экспозиций других художников, которые время от времени случаются.

Внутри художественных вузов тоже есть свои выставочные залы, но если в Уфимской академии искусств, на художественно-графическом факультете БГПУ и в Уфимском училище искусств это холлы, то на 3-м этаже главного корпуса Уфимской государственной академии экономики и сервиса работает довольно солидная галерея «ACADEMIA». Чаще всего здесь проходят выставки работ преподавателей и студентов академии, но галерея не ограничивается рамками учебного плана – в ней бывают выставки современных башкирских художников. Огромная по меркам Уфы площадь, два полноценных зала и холл позволяют сопровождать выставки показами мод, перформансами и прочими элементами шоу.

Оставьте комментарий

    • 17 297