Истории городов: Ижевск

Галерейное дело. Ижевск

У них и у нас
Во всем просвещенном мире галереи являются чем-то вроде культурных фабрик. Они умеют привлекать публику, знают, как создавать и продавать звезд, формируют рынки и тренды. На этом нашу статью про ижевские галереи можно закончить, потому что по лондонско-ньюйоркским меркам таковых в столице Удмуртии не существует в принципе. А то, что здесь гордо именуется галереями, – не более чем выставочные залы, в которых время от времени случаются неплохие выставки. Впрочем, Ижевск меняется, поворачивается к искусству передом, приглашает разных гельманов и всячески старается соответствовать.

Искусство провокации
Ближе всех к цивилизованному варианту «как у них» подобралась самая юная, крошечная и малоизвестная из ижевских галерей «Известия Удмуртской Республики» (Пастухова, 13; вход свободный). Здесь выставляют актуальное искусство, приторговывают ижевскими художниками и по ходу творят арт-историю. В иные дни тут запросто можно встретить Марата Гельмана, Артемия Троицкого, Владимира Дубосарского, Антошу Николаева и других персонажей государственного значения. Несмотря на гиперофициальное название и расположение в редакции официозной газеты, «Известия» – самая хулиганская из галерей. В разное время здесь можно было увидеть захват Ижевска инопланетянами и Медведева-терминатора («Пластикома»), коллекцию французской обнаженки (Мелькиор Либоа) и капельницы с разноцветной кумышкой («Мистический реализм Капитана 00Х»). Страсть к провокации досталась галерее от создателя и куратора Энвиля Касимова, равно как и концепция, которая звучит следующим образом: «Мы не выставляем плохих художников. Мы выставляем тех, кто нравится мне». Недавно в «Известиях» завершилась посмертная выставка ижевского художника Би-Джо, скончавшегося в сентябре в Крыму. Дальнейшие планы пока не анонсированы.

Поп-арт
Десять лет назад муниципальный выставочный центр «ГАлереЯ» (Карла Маркса, 244а)играл заметную роль в культурной жизни города, обеспечивая ижевских художников западными грантами и пространством для творческой реализации. Однако в последние годы площадка утеряла культуртрегерский статус и сегодня полностью укладывается в рамки звания «выставочного центра», демонстрирующего популярное искусство для народа. Опыт, связи и скромные вливания из городского бюджета позволяют «Галерее» возить больших художников типа Бенуа и Шагала, не забывать о местных кадрах и позволять себе такие странности, как повышенная любовь к куклам и кукольникам. В феврале «Галерея» предлагает вниманию публики персоналку ижевского живописца-«академика» Тишина и чеканку из Нижнекамска.

Вне зоны доступа
Хорошую мину при плохой игре держит Музей изобразительных искусств (Кирова, 128). Несмотря на то, что экспозиции там меняются регулярно, музей существует как бы вне информационного поля. Что не мешает ему гордиться своими 23 научными сотрудниками и заявлять астрономические цифры посещаемости (по данным музея, это 200 тысяч человек в год, то есть 645 в день без каникул и выходных), но при этом практически не подавать признаков жизни. Примерно в той же ситуации находится выставочный зал Союза художников (Пушкинская, 247). Там что-то происходит, но узнать, что именно, практически невозможно.

Дорогу молодым!
Наоборот высокую медиаактивность в последнее время предпринимает галерея «Грифон» (Пушкинская, 268). Созданная 13 лет назад в МВЕУ по западному образцу творческой площадки при университетском кампусе, на сегодняшний день она является единственной в городе частной галереей. Концепция заключается в чередовании мэтров ижевского и российского искусства с молодыми авторами, в том числе студентами. В начале сезона акцент был сделан на фотографию, вторая половина года практически целиком будет отдана художникам. В прошлом году галерея начала приобретать молодое ижевское искусство. Кроме выставок, планируются и другие формы культурной активности. В феврале в галерее будет презентована концертная площадка. Вслед за ней стартуют литературный и кинематографический форматы.

На этом список мест, целенаправленно занимающихся выставочной деятельностью, заканчивается. Но только не список галерей.

Другие игроки
Помимо перечисленных учреждений искусства, собственные выставочные пространства имеют университеты ИжГТУ (галерея «Курсор», 1 корпус), КИГИТ (галерея «Арфа») и УдГУ (6 корпус, верхний этаж). Несистемной выставочной деятельностью занимаются Национальный музей (разные жанры), Дом архитекторов (архитектурно-скульптурная тематика), Дом дружбы народов (этно), Дом молодежи (народное творчество из районов). Иногда здесь бывает кое-что интересное. Никак нельзя обойти вниманием и такое проявление удмуртского искусства, как «Творческая дача». Участок в частном секторе на Авангардной – один из главных источников арт-креатива, который имеет самые разные формы материализации – от Музея говна до крещенской выставки ледяных ангелов на роднике Пригова.

Кстати, культурная приватизация «бескультурных» мест – тенденция, грозящая стать генеральной линией развития ижевского искусства. Арт-инфекция уже поразила двор «Детского мира» («Галерея без места», июль 2010), торговый центр «Сити» (акции в студии художника Сергея Орлова), общественный транспорт («Трамвай-галерея», июнь 2011), отделение почты («Письма» Энвиля Касимова, июль 2011), мастерские Минкульта (арт-форум «Ижевск меняется», ноябрь 2011) и даже целый микрорайон Старки (август 2011). И это – только начало.

автор текста: Александр Старков

 

Куратор проектов г. ИжевскДмитрий Черемных

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

    • 16,834
%d такие блоггеры, как: